Архитектура

Материалы раздела

Наверное, нет в стране человека, который бы не знал о восстановлении в Москве знаменитого Храма Христа Спасителя, построенного в середине XIX века по проекту крупнейшего русского архитектора Константина Андреевича Тона (1794-1881). Но далеко не всем известно, что в Сибири по проектам К.А. Тона было построено два величественных сооружения: Богородице — Рождественский собор в Красноярске и Троицкий кафедральный собор в Томске. Попытка найти эти творения в наших городах не приведет к успеху — судьба их трагична, она сходна с судьбами тысяч других храмов по всей стране. Историю создания и разрушения сибирских построек великого мастера мы и попытаемся проследить.

По большому счету их появление было предопределено качественными преобразованиями в общественно-политической и культурной жизни Сибири. В результате административной реформы, проведенной в 1822 г. М.М. Сперанским, Красноярск и некоторые другие сибирские города стали губернскими центрами. Вслед за изменением статуса городов происходило пространственное развитие, сопровождаемое увеличением числа жителей, освоением новых городских территорий.

Церковь на речке БазаихаВсе это приводило к укрупнению городского масштаба, усложнению и обогащению архитектуры старых сибирских городов. В таких условиях все ярче проявлялась необходимость создания новых городских планов. Для Красноярска, Омска и Томска планы были составлены соответственно в 1828, 1829 и 1830 гг. Автором проектов перепланировки этих городов стал крупнейший архитектор-градостроитель первой трети XIX в., член Строительного комитета при Министерстве Внутренних дел В.И. Гесте (1763-1832). В соответствии с новыми планами, исполненными по законам регулярности, территория каждого города увеличивалась в 2-3 раза. При этом функции общественного центра переносились на новую крупную площадь. Пространственные границы такой площади формировались фронтом административных зданий, а центральное место площади отводилось для монументального здания собора.

Идея построить в Красноярске новый соборный храм возникла 10 октября 1843 г. — в день получения в Красноярске Высочайшего манифеста о рождении 8 сентября того же года Великого князя Николая Александровича. В то время пребывающие в Красноярске золотопромышленники, в день отправления по такому случаю молебна, составили приговор, в котором выразили желание на «память счастливейшего события сего и в благодарение Всевышнему за особенное к ним Его милосердие в здешнем крае по делам золотопромышленности: принести дар каждого и по усердию к делу благому: чрез добровольную подписку» построить в губернском городе Красноярске на новой площади храм, для чего подписали 96400 руб. серебром. Ответственным от золотопромышленников назначили купца И.Г. Щеголева.

Для Томска и Красноярска главные соборы были заказаны маститому столичному архитектору К.А. Тону. Уже к 1845 г. К.А. Тоном завершено проектирование собора для Томска. Для красноярского собора проект, составленный К.А. Тоном, был высочайше утвержден в столице 8 июля 1844 г.

При выполнении многочисленных заказов в 1840-е гг. К.А. Тон широко использовал авторские приемы, наработанные в ходе собственного проектирования первых церквей. Так, для Томска кафедральный собор спроектирован по схеме основного объема композиционно близкого Введенской церкви в Санкт-Петербурге и созвучный по трактовке глав храму Христа Спасителя в Москве.

Наряду с этим, что уже отмечено исследователями, «вполне оригинален» мощный параллелепипед собора в Красноярске, собора с шатровым пятиглавием и примыкающей к основному объему колокольней.

Здесь К.А. Тоном введены в завершение фасадов треугольные фронтоны, причем выдвигается предположение о том, что это — «реплика» Новгородской Софии, реставрацию которой К.А. Тон курировал в то время. Центральный шатер обогащен ранее не используемыми К.А. Тоном «круглыми слухами», а шатер колокольни имел интересное членение по горизонтали: нижняя часть шатра, решенная в том же материале, что и стены здания, и имеющая окна, зрительно увеличивала высоту колокольни. Иногда местные строители несколько отступали от проектов, разработанных автором. Так, построенный в Красноярске собор имел в действительности апсиду (в проекте ее не было) и иные, нежели в проекте, пропорции центрального шатра. Вместе с этим, вероятно, городские власти принимали участие в выборе местоположения новых зданий, что находило выражение в органичном вхождении тоновских построек в сложившуюся градостроительную ситуацию.

В Красноярске строительство собора вряд ли могло обойтись без участия Якова Ивановича Алфеева (1802-?), енисейского губернского архитектора, члена енисейской губернской строительной комиссии; здесь пригодились полученное им образование в Кремлевском архитектурном училище и богатый опыт практической работы в Экспедиции Кремлевского строения в Москве (1822-1830).

Торжественная закладка собора в Красноярске состоялась 15 июля 1845 г. К середине 1849 г. работы в основном были закончены. Но случилось непредсказуемое — 29 сентября того же (1849) года стены собора дали трещины и, к несчастью, средняя часть строения с верхними сводами и куполами рухнула. Для восстановления храма потребовались большие средства. Необходимые деньги были пожертвованы Исидором Григорьевичем Щеголевым и его супругой Татьяной Ивановной. По заявлению И.Г. Щеголева, строительство храма, со всей утварью, иконостасом, ризницей и колоколами, обошлось ему в 560 тыс. руб. Впоследствии за крупные пожертвования по представлению святейшего Синода в 1863 г. царь Александр II наградил С.И. Щеголева орденом Святой Анны 2-й степени с императорской короной. Вместе с тем, в благодарность за благотворительность после смерти супруги И.Г. и Т.И. Щеголевы были погребены в нижнем храме собора.

После обрушения все здание храма, кроме колокольни, разобрали. И к 1861 г. храм был восстановлен вновь на прежнем месте и по полному подобию первоначального. Сначала храм предполагали назвать Николаевским, но впоследствии было принято решение называть Богородице-Рождественским.

Так случилось, что в год окончания строительства храма начался отсчет истории вновь учрежденной Енисейской епархии. По докладу Святейшего Синода 25 мая 1861 г., новый храм назначен кафедральным собором Енисейской и Красноярской епархии. Ее первым епископом стал с 5 января 1862 г. преосвященный Никодим (1803-1874) с титулом епископа Енисейского и Красноярского.

Новое возведение собора осуществлялось под наблюдением архитектора Якова Набалова.

Троицкая церковь на Покровской гореО величественных размерах возведенного собора говорят такие характеристики. В плане по оси восток-запад здание собора (с колокольней) составляло 26 сажен (в новых величинах 55 метров), внутри «от западных дверей до горняго места» — 22 сажени, ширина 11 сажен 2 аршина с четвертью, высота внутреннего пространства (от пола до верхнего главного купола) около 19 сажен (40 метров). В 1860-х гг. вокруг собора на средства И.Г. Щеголева была устроена каменная с чугунными решетками ограда длиной 220 сажен, с тремя чугунными воротами. В 1867 г. недалеко от собора, с востока, построили часовню, через 34 года к ней пристроили помещение для склада свечей епархиального свечного завода.

Собор имел 4 престола. Главный из них — средний — во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В правой части иконостаса располагалась храмовая икона Рождества Богородицы. Эту икону доставили в 1858 г. от Великого Князя Николая Александровича. Причем размер иконы в длину (12 вершков) соответствовал росту государя наследника при рождении. С правой, южной, стороны располагался придел в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста, а с левой, северной, стороны — во имя Святителя и Чудотворца Николая. С южной же стороны располагался придел во имя Святых мучеников Исидора и Татьяны. Все престолы были освящены специально приглашенным преосвященным епископом Томским (бывшим епископом Томским и Енисейским) Порфирием в сентябре 1861 г., соответственно 7, 10, 21 и 22 числа. В том же году императрица Мария Александровна пожертвовала «бархатную, шитую золотом священническую ризу со всеми принадлежностями на св. Престол, жертвенник, аналой и столики» в знак признательности И.Г. Щеголеву за построение собора.

В 1897 г. газета «Енисей» писала: «Приехавшие из России, посетившие храм восхищаются его архитектурной внешностью и изяществом внутренней отделки. По первоначальному проекту стены собора были выкрашены в розовый цвет солнечного заката, а крыша в зеленый. И в таком виде он долгое время красовался и считался одним из красивейших соборов Сибири». «Путеводитель по Великой Сибирской железной дороге» издания 1902-1903 гг. свидетельствовал: «Особенно красив по своей архитектуре и позлащенными главами обширный новый Рождественский собор, построенный по плану известного архитектора Тона».

Об интересных деталях сообщает в описании собора епископ Енисейский и Красноярский Никодим. Собор шести колонн, … «живопись в золоте, высокой кисти, но смиренной. Писано в Москве. Из алтаря спуск в подземелье на 24 ступени. Там просторная ризница, обширные подвалы, в коих помещены четыре пневматические печи — две на восток, две на запад. В иконостасе образ Рождества Богородицы, прислан Наследником престола в 1858 году».

В середине 1930-х гг. живая история сибирских построек К.А. Тона оказалась уже у своего завершения. В Красноярске 30 декабря 1935 г. вышло постановление крайисполкома о сносе собора для освобождения на главной площади места под строительство здания Дома Советов. В 1936 г. собор был закрыт и частично разрушен. Сохранившиеся помещения использовались для различных целей вплоть до полного разрушения здания в конце 1940-х - начале 1950-х гг.

В семейных архивах священника Н.А. Климовского (Николай Александрович Климовский служил в Красноярском кафедральном соборе с 1917 г., с 1922 г. был его заштатным священником) сохранились дневниковые записи (исследованы О.П. Аржаных). Записки касаются последнего года существования главного собора Красноярска. В них значится: «27 (16) июня 1936 года Кафедральный собор накануне разрушения: железо с крыш снято, рамы выставлены, полов нет, нижние своды разобраны (частично): В стенах наверчены отверстия для закладки взрывчатого вещества». 9 июля (26 июня по старому стилю) 1936 г. дневниковые записи Н.А. Климовского сообщают о произведенном в соборе взрыве. Известно, что крепкое здание храма рухнуло лишь после третьего взрыва.

В Томском Троицком соборе службы были прекращены еще раньше — в 1929 г. В начале 1930 г. приступили к разборке здания, и в 1934 г. собор полностью снесли.

Значение величественных построек, осуществленных по проектам К.А. Тона в Сибири, до настоящего времени по-настоящему не оценено. Лишь попутно архитекторы-исследователи иногда обращались к этим объектам. Необходимо заметить, что незаслуженное забвение подобных страниц культурной истории Сибири следовало бы исправить.

Необходимо особо обратить внимание на значение построек К.А. Тона в развитии архитектурной среды сибирских городов. Так случилось, что в Красноярске в период строительства кафедрального собора возводилась взамен деревянной каменная часовня, что на Караульной горе, в самой высокой точке города. После реставрации шатра Покровской часовни в 1970-1971 гг. (автор проекта реставрации красноярский архитектор А.С. Брусянин) стало очевидным заимствование для нее общей композиции и архитектурных деталей из шатрового завершения часовни и шатра колокольни нового собора в Красноярске, построенного по проекту К.А. Тона. Образ здания храма в общественном сознании определял не только веру, соборность, но и категории величественного, прекрасного. Эти представления распространялись и на место, занимаемое собором в городе. Огромное, самое крупное из храмовых построек Сибири, здание нового кафедрального собора в Красноярске занимало центральное место в сформированной среде города, являлось объединяющим акцентом в обширном пространстве нового центра.

Ранее не говорилось о значении архитектуры здания Красноярского Богородице-Рождественского собора в развитии русской архитектуры. В последнее время исследователями-архитектуроведами признается значительное влияние форм архитектуры Красноярского кафедрального собора и его элементов на архитектурное и пространственное решение церквей, построенных в Петербургской и Новгородской епархиях во второй половине XIX в. - начале XX в.

Комментарии и отзывы

Сообщение оставил наталья павловна галиуллина, 12 Апрель, 2009 - 23:23:

да, да здравствуйте!! с ув. галиуллина