Иван Тимофеевич Савенков - сибирский Ломоносов

Вклад Савенкова в развитие педагогической науки.

Иван Тимофеевич Савенков родился в Мариуполе в купеческой семье, позднее переехавшей в Иркутск. Окончив в 1865 году городскую гимназию, Савенков поступает на физико-математический факультет Петербургского университета. В 1871 году блестяще заканчивает его.

Ему предложили работу в столице. Однако по-другому решил свою судьбу сам Иван Тимофеевич. Он уезжает в родную Сибирь, которая так нуждалась в интеллигентных людях.

Свою просветительскую деятельность Савенков начинает в качестве учителя красноярской гимназии, и с открытием в 1873 году учительской семинарии в Красноярске становится её директором и руководит ею в течение 20 лет.

Учительская семинария за годы директорства И.Т. Савенкова характеризовалась высокой педагогической культурой и демократическими традициями. Особенно хорошо были поставлены методическая подготовка и педагогическая практика.

Народное образование в Сибири находилось в неудовлетворительном состоянии. Не случайно родился такой афоризм : "Всем богата Сибирь, только одним бедна – просвещением".

Иван Тимофеевич понимал, что народный учитель – единственная культурная сила на селе, поэтому заботился о его разносторонней подготовке. Он организовывал для воспитанников учительской семинарии спортивные игры, походы по окрестностям города. Сам в студенческие годы прекрасный чтец декламатор, участник драматического кружка (по утверждению друзей И.Т. Савенков – Репина, Васнецова, Антокольского – исполнению им роли городничего в "Ревизоре" мог позавидовать сам Щепкин), он стремился и в будущем учителе развивать сценические качества, привить навыки выразительного чтения.

В подготовке учителей Савенков уделял большое внимание педагогической практике, которая проводилась в начальном училище при семинарии. Воспитанник составлял конспект темы урока. Директор присутствовал на каждом уроке практиканта. Он проводил с учениками экскурсии в окрестностях Красноярска, в том числе на Столбы. Эти экскурсии были своеобразной школой и физической тренировкой. Экскурсионный метод для Сибири того времени был новаторским.

Большой интерес представляет труд директора учительской семинарии, статского советника Савенкова "Опыт наставления выпускным воспитанникам учительских семинарий, начинающим учителям и учительницам. О главнейших обязанностях народного учителя.". Эта большая работа сначала была опубликована в газете " Енисейские епархиальные ведомости" (№ 6-7 за 1891г. и № 4-6 за 1892г.), а затем дважды издана в виде отдельной книги , причём оба издания имеют некоторые различия как по структуре, так и по содержанию материала. На одном из изданий книги указано: "цензор кафедральный протоирей Василий Касьянов".

Одним из вариантов книги И.Т. Савенкова начинается так: "Многие из вас, приступая к самостоятельной педагогической деятельности, нуждаются в сборнике советов и правил прикладному училищеведению не столько для повторения, сколько для постоянного напоминания о главнейших обязанностях сельского учителя".

В книге "Опыт наставления выпускным воспитанникам учительских семинарий, начинающим учителям и учительницам" афористично сформированы главнейшие обязанности народного учителя. Ввиду актуальности этих советов приведу их максимально полнее.

По отношению к Богу, святой церкви и сельскому духовенству.

В этом разделе 36 пунктов. Вот некоторые из них:

- Не забывайте основной религиозно-нравственной цели воспитания.

- Словом и примером учите детей любви к Отцу небесному, к Отцу Отечества как религиозным обязанностям, иначе дети народа не будут верными сынами России;

- Дело народного учительства – служение Богу;

- Религиозно-нравственное воспитание составляет начало, середину и конец и в то же время центр деятельности народной школы;

- Одно обучение без воспитания никогда не даст устойчивого умственного развития, никогда не пойдёт далее узких утилитарных целей, не разовьёт в детях восприимчивости к благочестию и добру, не воспитает в них благороднейших качеств человеческой души,

- Бороться с непристойной бранью.

По отношению к церкви, к Отечеству и Родине.

В разделе 6 обязанностей.

- Будь русским всем сердцем, горячо люби свою Родину, в единстве – сила России;

- Внушайте преданность царю, любовь к Отечеству и уважение к закону;

- Чтобы облегчить детям усвоение и запоминание важнейших сведений по обществоведению, рекомендовалось собирать для школьной библиотеки рисунки, гравюры, литографии и олеографии по отечественной истории, портреты державных правителей России, государственных, духовных и гражданских деятелей, учёных, писателей, художников, изображение обителей, храмов, памятников, виды столичных и губернских городов страны. В школе необходимо иметь учебную карту Российской империи, карту губернии, округа, план села и его окрестностей. Картины, карты и планы облегчат детям усвоение и запоминание важнейших сведений по отечествоведению и родиноведению

По отношению к учебному начальству.

В этом разделе указано 9 обязанностей. Среди них:

- Знать, понимать и исполнять законоположения, постановления и распоряжения в начальной школе;

- Со строжайшей точностью исполнять инструкции, предписания и руководящие указания ближайшего начальства.

По отношению к ученикам.

Этот раздел содержит 74 совета, некоторые из них:

- Охрана детского здоровья от всяких вредных влияний – главнейшая из учительских обязанностей;

- Упражнять детей гимнастикой. Примером и словом поошрять в молодёжи любовь к телесным движениям и физическим играм;

- Наблюдать за правильным положением тела воспитанника, когда он стоит, сидит или ходит;

- Иметь ежедневные сведения о состоянии здоровья учащихся;

- Никогда не забывать, что обучение, не основанное на самостоятельности учащихся, отупляет их;

- Ознакомиться с нравственными и физическими свойствами учащихся и учить каждого, по возможности, согласно этим свойствам;

- Тщательно выбрать книги для ученической библиотеки и заботливо управлять чтением учащихся, беря во внимание и местные особенности жизни;

- Не сердитесь за то, что дети не понимают вашего обучения; если бы вы действительно мастерски объясняли, неужели они не поняли бы вас;

- Не иметь любимцев, должны быть все равны: и богатые, и бедные, и даровитые и бездарные, и добрые и злые.

- Леность ученика, по большей части – вина учителя;

- Не забывайте, что глаза учат детей больше, чем уши;

- Франтовство и неряшество в одежде учащихся прекратите сразу, настойчиво требуйте простоты, опрятности и полной искренности в одежде, осуждайте всякую вычурность и желание одеждою обратить на себя внимание, а так же деланность манер, походки и т.п. Всякую неразумную трату денег осуждайте. Вам пример подкрепит ваши слова.

-Не забывайте о правильном отношении детей к природе.

По отношению к самому себе, как к учителю и как к человеку.

В этом разделе дано 45 пунктов, некоторые из них:

- Будьте строги к самим себе;

- Не надо быть суровым и угрюмым, весёлость и серьёзность, как родные сёстры, должны у учителя идти рука об руку;

- Спокойствие – самый верный признак сохранения власти над самим собой;

- Истинная доброта не расточительна на слова;

- Смирение – простота мысли;

- Не злословьте; злословие – косвенное самохвальство, поэтому все так склонны к нему;

- Настойчиво приобретайте психологические и логические навыки;

- Внимательно следить за каждым своим словом и поступком, учить примером столько же, сколько наставлением;

- Быть крайне осмотрительным, осторожным и внимательным к себе во всём, что вы делаете и говорите в присутствие учеников;

- Окажите содействие собиранию материала о русских народных играх. Наблюдайте уличную жизнь детей (всех, не одних школьников), описывайте все игрушки, игры и различные детские забавы;

- Записывайте какие-либо предания, старинные былины, сказки, пословицы, песни.

И в этом же разделе И.Т.Савенков приводит пословицы и поговорки: «береги честь смолоду», «учи других – и сам поймёшь», «добрая слава дороже богатства» и т.д.

Ещё раз хотелось бы особенно подчеркнуть мысль И.Т. о том, что учитель должен любить и уважать детей. «Тяготиться детьми, тяготиться школой, тяготиться жизнью в селе, - несомненные признаки нелюбви к делу и неспособности к народному учительству; скорее меняйте профессию, не вредите школе, не вредите детям своим постоянно недовольным душевным настроением».

Исключительно актуален его призыв, изучать народное творчество: былины, народные песни, пословицы, обладающие огромным воспитательным потенциалом.

Настойчиво советовал он учителям прививать детям любовь к книге и приводил изречение Н.И.Пирогова: «Скажи мне, какие книги ты читаешь, и я скажу тебе кто ты.»

Ещё в Красноярске по инициативе и под руководством Ивана Тимофеевича наставниками и учителями семинарии для воспитанников учительских семинарий, начинающих учителей и учительниц народных школ был составлен «Сборник вопросов по учебно-воспитательной практике в начальном училище». Этот первый опыт систематического сборника практических вопросов был подготовлен в 1888 году, но он дополнялся в разное время руководителями практических занятий.

Подобного труда в русской педагогической литературе не было. Материал для сборника брался из практической жизни учительской семинарии, отбирался на уроках выпускных воспитанников, на конференциях, во время классных и внеклассных бесед руководителей с практикантами. Сборник этот являлся своего рода задачником. Он содержал большое количество вопросов по воспитательной и физической стороне практических занятий в начальной школе. «Сборник вопросов по учебно-воспитательной практике в начальной школе» под редакцией Савенкова был опубликован в 1893 году в качестве приложения к «Енисейским епархиальным ведомостям».

Завершая разговор о работах Ивана Тимофеевича Савенкова по педагогике, следует особо подчеркнуть, что они не потеряли своей ценности и актуальности в наши дни, и поэтому следовало бы переиздать некоторые из них, прежде всего: «Опыт наставления выпускным воспитанникам учительских семинарий, начинающим учителям и учительницам», «Учитель русской народной школ и его обязанности». Педагогические труды Ивана Тимофеевича не издавались в советское время, наверное, потому, что они от начала и до конца пронизаны идеями православия.

Савенков как выдающийся археолог

Как я уже говорила, «Иван Тимофеевич большое внимание уделял общению учащихся с природой, воспитанию любви к ней. Из душных классов, от мёртвых книг по систематике уводил он воспитанников в величественные окрестности Красноярска, учил наблюдать и понимать явления окружающего мира.»3

«Прогулки за город, изучение окрестностей, интересные археологические находки, вначале случайные, для самого Савенкова становятся источниками новой всепоголощающей страсти. Он увлекается геологией, археологией и много преуспевает в этих облостях. Увлечение переходит в стойкий научный интерес. И.Т. создаёт обстоятельный топографический очерк окрестностей Красноярска, который потом явится отправным трудом для всех начинающих геологов Сибири. А его работа о геологическом строении этих окрестностей, напечатанная в 1886 году, не утратила своего значения и по сей день. Параллельно с геологическими исследованиями началась большая плодотворная работа по археологии, за которую его отлучили от церкви.

Каменные орудия труда и другие следы древнего человека, которые Савенков неоднократно находил во время экскурсий с учащимися у деревень Ладейки, Базаихи, побудили его приступить к раскопкам в этих местах и на Афонтовской горе, которая расположена на левом берегу Енисея, у железнодорожного моста.

Результаты раскопок превзошли все ожидания – полторы тысячи предметов оказались в его руках. Среди них он обнаружил впервые в археологии лекало для закругления скребков. Среди костей животных, которые употреблял в пищу афонтовец (так стали называть в науке этих людей), встречались кости мамонта, риценоруса, бизона, северного оленя. На основании этих раскопок Савенков 1й в мировой науке устанавливает наличие в окрестностях Красноярска обитание человека в палеолитическую эпоху ( т.е. древне-каменный век.)

В дюнных отложениях реки Базаихи он обнаружил скульптурные изображения на костях, очень сходные с теми, которые были найдены археологами Франции в р-не Мадлен»4.

В 1884 году Иван Тимофеевич Савенков вступает в члены Восточно-Сибирского отделения географического общества, получает от него 100 рублей на исследование стоянок в окрестностях Красноярска и писанец по рекам Мане и Колбе.

Большая археологическая работа вместе с педагогической требует много времени и сил. И Савенков вынужден отказаться от деятельности В Народном театре, где он был и артистом, и режиссёром.

Видное место в исследованиях И.Т. занимали памятники изобразительного – наскальные изображения, изваяния, разбросанные по гористым берегам Енисея. Изучив огромное количество наскальных изображений, Савенков утверждал, что «древние рисунки, вид фигурных письмен на утёсах отразили культурные и даже народности, проходившие по Енисею; они следовательно имеют антропологические и даже, до известной степени, хронологическое значение…»

Исследования наскальных изображений и других памятников древнего искусства были обобщены Иваном Тимофеевичем Савенковым в большом труде «Изобразительное искусство на Енисее». Он включает в труд 500 страниц текста и 13 таблиц, рисунков, надписей, изваяний, многие из которых сейчас уже исчезли.

За этот труд Савенков получил диплом члена Корреспондента Академии наук.

В 1904 году умер близкий друг Ивана Тимофеевича – основатель Минусинского музея Николай Михайлович Мартьянов. Савенков жил в это время в Москве, работая над вышеупомянутым трудом, который к тому времени далеко не был закончен. Тем не менее, он покидает Москву, Уезжает в Минусинск, чтобы продолжить дело Мартьянова.

С 1907 по 1911 гг. Савенков заведует Минусинским музеем, работает над упорядочением своих научных архивов, готовя из для передачи в музей, одновременно задумывает провести широкие раскопки в указанном районе

Иван Тимофеевич Савенков любил искусство, понимал толк в живописи, дружил с В.И. Суриковым. А. Р. Шнейдер в своих воспоминаниях 1926г. сообщил, что суриков сделал с Савенкова карандашный набросок для головы Степана Разина.

И.Т. Савенков мастерски декламировал, сочинял стихи, был учредителем общества драматического искусства, участвовал и в качестве режиссёра, и в качестве актёра.

Он играл городничего в «Ревизоре», Н.В. Гоголя, Несчастливцева в «Лесе» А. Н. Островского. «Иван Тимофеевич 22 года выступает на Красноярской сцене в ответственных ролях и исполняет с большим успехом. Будучи знатоком сцены , он был прекрасным режиссёром», - писал «Енисейский листок 14 ноября 1893 года. «В молодости Савенков подумывал, не стать ли ему профессиональным актёром-профессионалом»,- вспоминала Н.Н. Мартьянова.

Савенков – талантливый шахматист

Замечательный педагог Савенков явился основателем шахматного кружка в Красноярске и долгое время его душой. В 1886 году состоялся телеграфный матч по шахматам между Петербургом и Красноярском, инициатором которого был Иван Тимофеевич. Матч из 2х партий показал, что в отдалённых местах есть выдающиеся силы на шахматном поприще.

Красноярцы победили в этом матче со счётом «1,5: 0,5»

Он был знаком с шахматистом М.И. Чигориным, переписывался с ним, посылал ему заметки по шахматам. В журнале «Шахматное обозрение»(1893г.) были опубликованы пословицы и поговорки Савенкова, связанные с шахматами. Например: « Не торопись играть – торопись думать», «Не мудрено сыграть, мудрено задумать», « Не ход- выйгрыш, а думка» и др. В журнале «Этнографическое обозрение(1905,№1) был опубликован его большой очерк», где есть сведения о шахматной игре у сойотов и других народностей Северной и Средней Азии. Золотопромышленник А.П.Кузнецов помог И.Т. Савенкову получить от этнографа Е.К. Яковлева сведения о шахматах у сойотов, а торговопромышленник Г.П. Сафьянов достал неполный комплект фигур.

Как незаурядный шахматный игрок И.Т. Савенков был известен не только в Сибири и России, но и за границей, где в шахматных журналах печатались, например, Нью-Йорке, в журнале, издаваемый первым шахматистом в свете Стайнцем, некоторые из его партий.

Савенков спортсмен

Ещё об одной грани личности И.Т.Савенкова. Он был выдающимся спортсменом: ловким гимнастом, неутомимым пловцом, отличным стрелком-охотником. В Красноярске благодаря нему получили развитие гимнастические упражнения и игры.

До последних дней своей жизни Савенков работал. Его прямо с раскопок привезли в Красноярск в больницу, где он и умер осенью 1914 года в возрасте 68 лет.

Церковники не забыли о том, что он за свои научные труды отлучён от церкви. Его тело прямо из больницы спешно, задворками пронесли и похоронили так, что никто теперь уже не укажет, где могила.

Литература

  • ст. Сиротенко П. «Учёный-просветитель», книга «Красноярск и красноярцы».