В Сибири, более свободной по духу и нравам, чем Западная Россия, молодежь имела возможность свободного выбора спутника жизни. Но важнейшим условием создания семьи являлась все же хозяйственная целесообразность. Так, исследователи отмечали, что по документам XVIII-начала XIX вв. часто возраст невесты был больше жениха: семья старалась "заполучить" прежде всего работницу в дом.
В Енисейской губернии в ряде мест был распространен обычай формального похищения невесты. М.Ф. Кривошапкин, описывая этот обычай, замечал, что, договорившись по согласию, жених "похищал" невесту. Мать невесты сказала при этом: "Как в глаза людям смотреть. В чужой дом, поди, дочь отдаю. Своими руками отдать, что ли. У нас ей хуже живется?" После "похищения", правда, невеста возвращалась (обряд соблюден), а затем начинался ритуал сватовства.
Сватунья от имени жениха шла сватать невесту. На первой ступеньке крыльца она говорила: "Как твердо и крепко стоит нога моя, так будет крепко и твердо слово мое. Чтоб что я думаю, то и исполнилось". Становились на ступеньку только правой ногой. Сватать мог и сватовщик. Пройдя в избу, сватунья садилась под матицу, на скамью. ("Под матицу не сядешь - в новой семье связи не будет", - говорили в Сибири). Матица дом вяжет, а скамья должна быть продольная, а не поперечная, иначе жизнь поперек пойдет!
Сначала разговор "ни о чем", а потом: "Я к Вам пришла не пировать, не столовать, а с добрым делом, со сватаньем! У Вас - невеста, а у меня - жених. Станете-ка родство заводить!" Отец отправлял мать за загородку, в куть к невесте - дело-то девичье. Невеста в Сибири была вольна выбирать: могла отказать. Отец в таком случае говорил: "Молода ведь, хочет побыть в девках, отцу-матери поработать, ума-разума накопить". Или мог сказать: "Ждите до проку (т.е. через год)". В случае согласия сватунье передавался платок невесты. Все "переговоры" вел отец невесты.
Затем назначался заранее особый день рукобития. В этот день отец, мать жениха и сватунья шли в дом невесты, "удостоверялись", что невеста именно та, что нужна их сыну, и скрепляли рукобитием важное событие. Это был старинный обычай народной "скрепы" серьезного дела. Отцы били по рукам: "Господи, благослови, в добрый час". Молились. Отец благословлял невесту. Затем пили по рюмочке "разъездной", а невеста с подругами проводила ночь "в рыданиях и причитаниях": пели песни "с упреками и слезами" за то, что "отдают в чужой дом".
На смотренье, через сутки, встречались "впервые" невеста с женихом. Здесь были родные, крестные родители. Приглашали: "Беседовать просим". На столе вино, лакомства. "Вот смотрите нашего жениха, а нам кажите невесту свою", - говорила крестная мать. Невеста и жених становились на одну половицу под руку: ближе к образам жених, а к двери - невеста, затем происходило обручение с поцелуем, обмен кольцами. Важен был обряд с платком, когда невеста, жених, отцы их брались за четыре угла платка, а затем невеста и жених переплетались углами и целовались. После этого все садились за столы, угощения и лакомства обносили всем, взамен гости клали деньги. Жених на тарелке дарил подарок невесте, та принимала с поцелуем.
Невеста провожала жениха на крыльце дома. Все уезжали. Молодежь оставалась у невесты, затем жених возвращался один и начиналось веселье: песни, игры, угощения. Песни в этот раз пели более веселые. В них - примирение с жизнью, жених меняет родителей, описание жизни невесты в доме жениха и др. Веселье продолжалось допоздна.
Следующим этапом была вечеринка, или "девичник". В этот день невеста с подругами шла в баню, ей расплетали косу. Возобновлялись слезы. В бане невесту накрывали платком. Затем наряжали, вели в дом. Тут на разряженной лошади приезжал разнаряженный жених с целой свитой друзей. Жених выглядит победителем: он торжествует! Зватай приглашает их в дом. Входят сватья, затем жених, потом все остальные. После приглашения садятся за столы: также допоздна поют песни, угощаются, общаются, ведут разговоры о свадьбе:
После рукобития и до свадьбы запасались должностными лицами свадьбы. Обряд предполагал следующих лиц: благословленные отец и мать; со стороны невесты - 2 свахи, 1 постельница, 1 продавец косы, 1 заобразник и 2 бояр; со стороны жениха - 1 тысяцкий, 1 дружка (знаток всех обрядов, управитель свадьбы), 1 подружка, 1-2 свахи, 4 боярина.
Завершает ритуал бракосочетания день свадьбы. Действие продолжается в этот день с восхода солнца и до "за-полночи". Дружка жениха разряжен: через плечо у него полотенце, празднично вышитое, пояс нарядный с висящими на нем платочками, в руках - плеть. Он ранним утром навещает невесту. "Как спалось? Как здоровье?" - справляется от имени жениха. Вторым приездом дружка везет подарки от жениха. "Повелел князь наш передать", - говорит. Дарили обычно платки цветные, шубу соболью, наряд подвенечный, зеркало подставное и др. "Приглашать ли князя ко красну крыльцу?" - спрашивает он, и далее идет разговор о дальнейших действиях в этот день.
Младший брат невесты везет приданое: перину, подушки, одеяло, полог. Все это в сундуке. Едет он с образом и со свечой. С ним на санях сидит "приданка" - повитуха. Она едет готовить в подклети или другом месте брачную постель. Следуют угощения, одаривания платочками.
А в доме невесты - праздничное оживление. Готовят невесту к венцу. Она одевается перед зеркалом с рыданиями, "прощается" с подругами. Затем все садятся за стол. Рядом с невестой брат - продавец косы. Жених уже уведомлен об этом.
К дому невесты подкатывает целый поезд - процессия. Традиционны возгласы: "А тот ли это дом?!", "Открывайте ворота!" Въезжают во двор. Здесь свахи обмениваются пивом, и далее следует ритуал ввода "во дом, во палаты". Младшему брату невесты нужно "золоту гривну на поднос выложить" - русу косу выкупить. Ударяет плетью - "Мало!" - требует еще. Наконец, "косник" доволен суммой денег. Сваха расплетает косу невесте. Все вместе садятся за стол. На нем всевозможные кушанья. Жених и невеста пригубливают вино. Следуют три перемены блюд. Перед родителями невесты ставят гуся, которого они должны вдвоем съесть по обряду.
Идет взаимное одаривание подарками. Наконец собираются ехать в церковь. Родители невесты благословляют молодых. Следуют три глубоких поклона. Все рассаживаются в сани. Впереди поезда Образ Благословенный. Дружка с "приговором" три раза обходит поезд, и вот процессия трогается к храму. Веселье, песни, прибаутки! По традиции у всех головы не прикрыты платками или шапками. Лошади и дуги саней украшены лентами, колокольчиками, шаркунчиками. Кругом стреляют из ружей. Встречные поздравляют молодых.
В церкви "таинство освящения брака и молитва за благополучие ея" по православному обряду дополнялось чисто сибирским правилом, когда на полу Храма расстилался платок и молодые становились на него: жених - правой ногой, а невеста - левой. При этом считалось счастливым поверьем, если невеста во время венчания сжимает в кармане корку хлеба, то жизнь пройдет в довольствии.
Далее свадьба продолжалась в доме жениха. Подъезжают к дому, а дружка громко объявляет: "Прибыл наш князь новобрачный с молодой княгиней и со всем полком, честным поездом на широкий двор. Приказал объявить, что он под злат венец встал и Закон Божий на голову получил! Извольте встречать с радостью!"
Встречают хлебом-солью, молятся, садятся за стол. Начинается свадебный пир. Первая чарка вина наливается жениху - он передает ее отцу. "Ну, сынок, с законным браком", - поздравляет отец. Для жениха и невесты ставится одна тарелка на двоих. Гости едят, выпивают, молодых поздравляют: непрерывно подаются угощения, лучшие кушанья. Блеснуть поварским искусством считалось делом чести. После третьей перемены блюд молодых выводили из-за стола. Следовал ритуал расплетения косы. Невесту накрывали платком, и свахи невесты и жениха, расплетая косу, заплетали ее в две, укладывали их на голове в новом виде. Надевали на голову кокошник или повойничек. Все присутствующие здесь пели песню о косе. Родителям наливались полные чарки, и те еще раз поздравляли "дитятей с законным браком" и благословляли на "подклеть". Помещение торжественно отмыкалось, первым входил "заобразник" с иконой, следом свахи, молодые. Молодых оставляли, дружка уходил последним, унося свечи. А в светлице продолжался "пир горой" с шутками-прибаутками, песнями:
Утром в дом молодого, теперь уже мужа, собирался весь поезд, все гости. Молодых отправляли в баню, обряжали, и далее шло представление родителям. Невеста показывала свое шитье родителям мужа, свекровь придирчиво оценивала мастерство. Потом они ехали в дом тестя и тещи - приглашали на пир. К обеду, наконец, все гости были в сборе. Все рассаживались. На почетном месте сидели ее и его родители, крестные, родственники, а молодая угождала им, ухаживала, накрывала и подавала на столы, старалась показать, какая она проворная хозяйка.
Пир продолжался до ночи, иногда (и часто) он длился не один день. Продолжался уже без особой обрядности. Но дружка, друзья молодых вносили импровизированные дополнения, розыгрыши, шутки: не зря свадьба считалась целым представлением. Веселись, народ!
Далее следовало, по выражению самих сибиряков, "отсутствие благопристойности и здравого смысла". Свадьбы часто накладывались одна на другую, шли чередом, и вся деревня практически значительную часть зимнего времени, отдыхая от трудов праведных, была участниками свадебного обряда, яркого самодеятельного народного действия.