Академическая наука

Материалы раздела

Основателем красноярской академической науки является тогда профессор Красноярского пединститута, а позднее академик Л. В. Киренский. На базе возглавляемой им лаборатории физики магнитных явлений в 1956 году открыт Институт физики АН СССР, ставший одним из первых академических институтов на территории Сибири. Идеи Л. Е. Киренского по созданию академических образований были сформулированы и реализованы раньше создателей Академгородка в Новосибирске. Пять академических институтов: Институт физики, Институт биофизики, Институт леса и Институт химии и химических технологий, Институт вычислительного моделирования и ряд научно-исследовательских лабораторий составляют Красноярский научный центр. В 1979 г. в Красноярске был открыт филиал Академии наук.

В крае функционирует 64 научных учреждения, в их числе научный центр СО РАН с институтами леса, физики, химии природного органического сырья, биофизики, химии и химико-металлургических процессов, отделом экономического прогнозирования института экономики и организации промышленного производства, международным центром исследования замкнутых экологических систем, несколькими лабораториями и станциями и вычислительным центром.

В Красноярске работают Институт медицинских проблем Севера СО РАМН, несколько отделений Российской сельскохозяйственной академии, около 30 отраслевых НИИ, их филиалов и отделений, ряд проектно-конструкторских организаций.

Студенты медицинской академииС полным правом к интеллектуальному потенциалу края можно отнести около 20 научно-исследовательских институтов ведомственной принадлежности. Основные направления деятельности отраслевых институтов сориентированы на сырьевой и промышленный потенциал Красноярского края.

Построение в стране принципиально иной экономической системы и формирование соответствующих ей хозяйственных механизмов потребовали разработки новых подходов, новой стратегии научно-технической политики. В условиях кризисного развития мы вынуждены искать более эффективные способы использования всех видов ресурсов, в том числе интеллектуальных. Элементами такой стратегии может быть интеграция науки и образования, что позволяет сохранить имеющиеся научные школы академиков Киренского Л. В., Решетнева М. Ф., Гительзона И. И., Александрова К. С. Полученные федеральные и международные гранты тому подтверждение. Координация усилий ученых Академии наук и вузов позволили краю достойно участвовать четырнадцатью проектами в Президентской программе «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997—2000 годы» (объем федерального финансирования свыше 3 млн. рублей), в программе «Новые технологии для управления и развития региона», утвержденной в форме краевой целевой программы законом Красноярского края.

Администрацией края разработаны основные принципы и механизмы реализации политики в области науки и высшего образования и оказывается значительная поддержка высшим учебным заведениям и институтам Академии наук. Создана система управления краевой системой науки и высшего образования, включающая организационные нормативно-правовые и финансовые аспекты. В 1998 году создан комитет по науке и высшему образованию администрации края, который взаимодействует в решении поставленных перед ним задач с советом ректоров вузов Красноярского региона, Красноярским научным центром СО РАН, Региональным комплексом науки и образования края, краевым научным советом, учреждениями науки и образования края и другими элементами системы на краевом уровне.

Анализ текущего состояния системы высшего образования и прогноз перспектив ее развития осуществляется через мониторинг качества образования, организуемый комитетом по науке и высшему образованию совместно со специалистами вузов. На перспективу (начало XXI века) рассчитана программа «Стабилизации и развития образования края». За счет средств сбора на нужды образовательных учреждений реализовывается подпрограмма поддержки высшей школы Красноярья.

В условиях ограниченных бюджетных возможностей следует совершенствовать систему возвратного финансирования инновационных проектов и прикладных разработок. С этой целью в 1995 году в Красноярске создан Восточно-сибирский филиал Центра содействия развитию научно-технического предпринимательства в высшей школе, что позволило совместно с учеными вузов содействовать созданию малых предприятий по выпуску малотоннажной наукоемкой продукции. В крае на основе инновационных проектов созданы комплексы для электромагнитного перемешивания цветных и черных металлов, литиевые источники тока, производство октаноповышающих присадок к углеводородным топливам, сверхлегкие баллоны для кислорода и ацетилена, производство кедрового и пихтового масел, удобрения на основе природных цеолитов. Основой развития инновационного потенциала региона стал закон Красноярского края, принятый в 1999 году, — «Активизация инновационной деятельности в Красноярском крае», в рамках которого реализуются девятнадцать проектов, направленных на создание новых наукоемких производств.

В крае поддерживаются инвестиционные высокотехнологические проекты, к ним, в частности, относится проект «Организации комплексного производства полупроводникового монокристаллического кремния на горно-химическом комбинате Министерства Российской Федерации по атомной энергии» со сметной стоимостью 180 млн. долларов.

В последние годы активизировались связи с федеральными органами управления наукой и образованием, российскими и международными фондами и организациями, поддерживающими образование и науку. Реализуется «Соглашение о мерах по развитию высшего образования в Красноярском крае», на 1995—2000 годы. В 1999 году заключено соглашение с Министерством науки и технологии Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по атомной энергии. Подготовлены и согласованы с Минобразования России «Соглашение и договор о разграничении полномочий и о делегировании полномочий между Федерацией и краем в сфере образования». В 1999 г. заключено соглашение с Российским гуманитарным научным фондом о выделении средств (1млн. рублей — администрация, 1 млн. рублей — РГНФ) на гуманитарные исследования в 2000 г. по региональной тематике.

На основе принятой стратегии и выработанных приоритетов в рамках программно-целевого подхода осуществляется политика поддержки науки и высшей школы. В бюджете края 1999 г. на реализацию целевой программы по подготовке специалистов предусмотрено 15,56 млн. рублей.

Вузы и институты Академии наук Красноярского края взаимодействуют в сфере образования и науки практически со всеми ведущими странами мира. В частности, в крае созданы: центр Интернет — Института открытое общество; Представительство международного института теоретической и прикладной физики; Российско-японский центр, Международный институт леса. Одним из последних достижений вузовской и академической науки является выигранный международный грант по экологии Енисея с объемом финансирования свыше 1млн. долларов США.